Русский
English
Карта сайта
         

Новости Фонда

Директор Фонда по технологиям С.Г.Карабашев и директор по развитию Н.А.Януль выступили с докладами на 2-м инновационно-промышленном форуме «Технологический прорыв. Территории инновационного развития» (Торгово-промышленная палата России, 28 ноября 2008 г.)

Инновационно-промышленный форум «Технологический прорыв. Территории инновационного развития»

В Конгресс-центре ТПП РФ на Ильинке, 6 прошел II Инновационно-промышленный форум «Технологический прорыв. Территории инновационного развития».

Организаторы – Торгово-промышленная палата РФ и Российская ассоциация инновационного развития при поддержке Межведомственной группы по совершенствованию законодательства в области научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента Российской Федерации, Министерства экономического развития РФ, Министерства регионального развития РФ, фракции «Единая Россия» Государственной Думы ФС РФ и Правительства Москвы.

Пленарное заседание по теме «Территории инновационного развития – зоны опережающего экономического роста» открыл вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин.

Это второй такой форум, сказал вице-президент ТПП РФ. Первый состоялся в прошлом году. Тогда мы рассматривали проблему инновационного развития России как таковую; сегодня предстоит обсудить задачу конкретную: как успешно создавать и развивать в России территории инновационного развития, способными стать территориями технологического прорыва России в завтрашний день.

С приветственным словом перед собравшимися выступил Президент ТПП РФ Евгений Примаков.

Важность и актуальность темы нашего форума не подлежит сомнению, сказал он. Вопреки кризису интенсивные изыскания в этой области ведутся во всех федеральных округах. Без внедрения их результатов в практику будет затруднен выход из кризиса. У нас накоплен значительный потенциал в таких отраслях, как атомная энергетика, авиационная промышленность, современные лазерные и биотехнологии, генная инженерия. Но как развить этот потенциал в условиях мирового экономического кризиса – вот в чем вопрос. Бесспорна главенствующая роль государства в создании национальных инновационных систем. Причем в нынешних условиях необходим жесткий контроль и за выделением финансовых средств, и за их использованием.



Госдума РФ 1 ноября приняла важнейший закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, напомнил Евгений Примаков. Снимается НДС с закупаемого высокотехнологичного оборудования, не производимого в России. ТПП России несколько лет добивалась сначала того, чтобы обнулить таможенные пошлины, а затем снять также НДС с импорта такого оборудования. Следующим шагом могло бы стать выделение целевых кредитов на закупку не производимого у нас в России современного оборудования.

Государственное участие в переводе экономики России на инновационные рельсы в настоящих условиях должно проявляться в стимулировании участия в этом процессе субъектов РФ. Без этого не будет успешных особых экономических зон, бизнес-инкубаторов, наукоградов, технопарков.

Почему у нас в России в целом инновационно активных компаний меньше десяти процентов, а за рубежом – их больше половины? – задал вопрос глава ТПП РФ. Да потому, что за рубежом внедряются не только технологические, но и управленческие инновации, отметил Евгений Примаков. Они гораздо дешевле, чем технологические и внедренческие. Не случайно Еврокомиссия констатировала, что управленческие инновации будут в ближайшие годы одним из основных факторов повышения конкурентоспособности на мировом рынке. И разве не здесь открывается большой пласт работы для наших палат и других предпринимательских объединений?

Председатель Правления НП «Российская ассоциация инновационного развития» (РАИР), депутат Госдумы РФ Андрей Кокошин полностью поддерживает идею предоставления бизнесу доступных целевых кредитов на закупку высокотехнологичного оборудования, не производимого в РФ. Очень верное решение – отменить НДС на такое оборудование. Андрей Кокошин призвал собравшихся после возвращения домой, в регионы, вести мониторинг происходящего в сфере развития инноваций, чтобы совместно реагировать на проблемы и сложности; это поможет оперативно влиять на органы принятия решений, чтобы в случае нужд выправлять ситуацию.



Андрей Кокошин подчеркнул, что в России в принципе нет недостатка сегодня в прорывных решениях и новых идеях, но вот с воплощением этих идей на практике – проблемы; надо замысел доводить до промышленного внедрения, а для этого нужны инжиниринговые центры. В мире их сотни и тысячи, а где российские? Их практически нет. Такие центры необходимо создавать опережающими темпами, иначе так и будем отставать; имея отличные идеи, экспериментальные разработки, применять будем то, что разработали еще наши отцы и деды, или покупать технологии за границей. Глава РАИР поднял также проблему предоставления приоритетного права отечественному производителю при осуществлении закупок для муниципальных нужд. На Западе при двух равных всегда заказ отдается своему. У нас почему-то, и мы знаем, как обычно достигается это «почему-то», чиновники обязательно предпочитают «чужое» отечественному. С этим следует решительно заканчивать; нельзя обижать отечественного производителя, от его процветания зависит в конечном итоге благосостояние страны, всех нас. Статс-секретарь - замминистра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов рассказал о проблеме подготовки и переподготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях, о путях ее решения.

Руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ) Андрей Алпатов выступил перед собравшимися с докладом о состоянии дел в создании ОЭЗ, деятельность которых по определению связана с применением высоких технологий. ОЭЗ – это для нашей страны новый инструмент инновационного развития с особым режимом предпринимательской деятельности; государство создает здесь инфраструктуру, в зонах применятся упрощенная система администрирования (принцип одного окна) и льготное налогообложение. Что мы имеем сегодня? Создано 13 зон. Конечно, это мало по сравнению, скажем, с Китаем или Сингапуром (там их сотни), но это уже кое-что. Мы рассчитываем, что в планируемый период в ОЭЗ придет более тысячи резидентов, которые инвестируют порядка полутриллиона рублей, создадут 140 тысяч рабочих мест, на которых будет произведено на 5 трлн рублей продукции, а это означает более 1,5 трлн рублей налогов. В четыре открытые технико-внедренческие ОЭЗ на сегодняшний день пришли 112 резидентов с 57 млрд рублей объявленных инвестиций. Андрей Алпатов рассказал о ситуации с туристско-рекреационными зонами (на Алтае на первых объектах уже были отдыхающие), с портовыми (будут чисто портовые морские и аэропортовые).

Управляющий Венчурного фонда «Алмаз капитал партнер» Александр Галицкий  отметил, что в стране мало венчурных фондов. Вообще не хватает в России предпринимателей, способных работать в высокотехнологичном бизнесе, Мы просто не готовим таких предпринимателей, тогда как за рубежом этим занимаются сотни учебных заведений. По его мнению, следует создавать условия для того, чтобы умные «головы» способные заниматься таким бизнесом, ехали в Россию. Это вовсе не проигрышная идея, как может показаться многим. Огромное количество иностранных молодых предпринимателей, выпускников престижных вузов едут делать карьеру в Америку только потому, что не видят альтернативы; пойдем им навстречу – и они займутся бизнесом у нас с удовольствием, потому что для финна или немца – это практически рядом с домом, он не чувствует себя оторванным от родины. Александр Галицкий остановился на проблеме так называемого «блиндажного» бизнеса. Речь идет не о перекупщиках и сырьевиках из офшоров, а о производителях, россиянах, которым, к сожалению, пока все еще выгодно и более безопасно открывать фирмы за рубежом и входить потом в Россию и производить здесь. Надо сделать так, чтобы в России российским бизнесменам в высокотехнологичном бизнесе было выгодно и безопасно работать, создавая российские же фирмы и вкладывая в них заработанные в России деньги.

Депутат Госдумы РФ Илья Пономарев заявил, что при всех неприятностях, приходящих в страну вместе с экономическим кризисом, следует отметить: российские фирмы в одном аспекте оказались в лучшей ситуации, чем коллеги на Западе - у наших меньше капитала, пришедшего с фондового рынка, и «финансовый обвал» на них сказался не так сильно. По оценке, 70 процентов капитала у них – это собственные средства. Но все равно падение в высокотехнологичном секторе предполагается в 2009 году на уровне 10 процентов. Это серьезно. Работать будет сложно. Остается один путь, который объективно выгоден нашей экономике. Это путь – снижение издержек.



Депутат представил свое видение развития ситуации на рынке высоких технологий. Нужно прямое воздействие государства на этот рынок, например, федеральный план сродни ГОЭЛРО для того, чтобы совершить здесь принципиальный шаг вперед. Нужны, в частности, саморегулируемые организации – это, кроме прочего, система коллективной ответственности за результаты работы. Необходимы решительные инфраструктурные шаги (например, считает Пономарев, следует создать федеральное агентство по экспорту высоких технологий; надо ускорить создание технопарков; наконец, необходимо создать высшую технологическую школу для подготовки кадров - по образцу Массачусетского технологического института, этой американской кузницы кадров и идей). Наконец, нужна налоговая поддержка развития высокотехнологичного инновационного сектора. Есть законопроект о предоставлении особого налогового режима для бизнеса, работающего в этом секторе, в области высоких технологии, позволяющий переход таких компаний на упрощенную систему налогообложения. Суть в том, чтобы ликвидировать некую очевидную несправедливость: у инновационного бизнеса по сравнению с сырьевым минимальные затраты и максимальная прибавочная стоимость; налоговая петля, наброшенная на нее, попросту душит такой бизнес; денег на развитие почти не остается.

К сырьевикам, у которых большие затраты и небольшая по сравнению с «инновационниками» добавочная стоимость (и огромные прибыли из-за огромных объемов) налоговая система в этом смысле очень милостива. Но Минфин полагает, что всех нужно стричь под одну гребенку. Законопроект никак не удается рассмотреть во втором чтении.

Кроме того, полагает депутат, следует предпринять некие законодательные шаги, чтобы подвигнуть западные фирмы, продвигающие в РФ свои высокотехнологичные продукты, вкладывать деньги в России. Вот Майкрософт, известнейшая компания, продает товара в России на миллиард долларов, а ее вложения в России – всего лишь создание восьми рабочих мест. Деньги навсегда уходят из России, дополнительные рабочие места не создаются. Впрочем, Майкрософт изъявляет согласие работать и вкладывать в России, но наши чиновники никак не могут элементарно разработать свод правил для этого. В то же время в Китае Майкрософт инвестировал 200 млн долларов, в Индии – чуть меньше. У нас могли бы быть такие же показатели, а главное – новые рабочие места. Не об этом ли должен заботиться каждый чиновник, если он не напрасно ест cвой хлеб?

Президент компании «DS-TVC» Егор Кончаловский свое выступление посвятил немаловажной в наших условиях проблеме: повышению престижа ученого, исследователя. Бизнесмен-нефтяник, биржевой спекулянт – таких героев на экране и в книгах огромное количество, а кто видел в телевизоре хоть одного успешного героя, занимающегося разработкой высоких технологий? В советское время ученые и преподаватели, экспериментаторы, исследователи хоть и не были самыми обеспеченными, но никогда не были нищими, как сейчас, а престиж их был просто огромен в обществе. Раз высокие технологии – спасение для России (а это так), ее будущее – значит, должен быть и соответствующий герой, образец, идеал. В этом направлении надо работать сегодня СМИ, режиссерам, писателям. А уж бизнес и государство должны срочно позаботиться, чтобы идеал мог еще и зарабатывать достаточно, жить по-человечески. Посмотрите, как живут такие люди на Западе. Чем мы хуже? Мы лучше. У нас больше талантов.



Директор НП «Российская ассоциация инновационного развития» Марина Шичкина рассказала о работе ассоциации, о целях РАИР, о сотрудничестве с госорганами с целью улучшения правового и экономического регулирования инновационного сектора экономики. Она особо подчеркнула важность консолидации мнения участников мероприятия, которое, воплощенное в конкретное постановление конференции, может быть представлено исполнительной власти для принятия соответствующих решений.

Директор АНО «Республиканский НИИ интеллектуальной собственности» Владимир Лопатин считает, весь мир торгует не изобретениями, а правами на них, у нас же все наоборот. Владимир Лопатин пояснил свой тезис на таком примере: в мире получено 10 тысяч патентов, связанных с нанотехнологиями, причем 2 030 из них выдано в России. Но кому? Две тысячи патентов выдано иностранным компаниям, и только тридцать -правообладателям. Наши незапатентованные идеи эксплуатируются зарубежными производителями, которые патентуют их, создают на их основе современные технологии, а потом продают в Россию. Россия должна перенять опыт Китая, который за 20 лет стал третьей после США и Японии страной в мире в области инновационных технологий. И это во многом благодаря изменению практики регистрации изобретений. Права на интеллектуальную собственность в КНР закрепляются даже за авторами "ноу-хау" в рамках какой-либо технологии, и это, по убеждению Лопатина, является одной из составляющих "китайского чуда". Для преодоления негативных тенденций надо осуществить инвентаризацию интеллектуальной собственности и изменить законодательство в пользу авторов научных и технических разработок.

Президент РФ поставил задачу обеспечить организацию научной работы через фундаментальные научные программы и исследования, а также прикладные специальные программы, напомнил Лопатин. В прошлом году на эти исследования из федерального бюджета было выделено 200 млрд рублей. Данные средства распределяли более 80 госзаказчиков; по некоторым оценкам, 30 процентов денег ушло на то, что называется «откатом». Система абсолютно не прозрачна, при распределении денег играют роль совсем иные интересы, отличные от государственных. Если тенденцию не переломить, добиваться высокого технологического уровня российской экономики мы можем бесконечно долго, считает Владимир Лопатин.

Во второй половине дня участники конференции разделились по интересам: начали работу три «круглых стола» - «Формирование основ национальной инновационной системы» и «Технико-внедренческие особые экономические зоны – инновационные кластеры российской экономики», «Москва как «локомотив» роста инновационной экономики».

На заключительном заседании была принята соответствующая итоговая резолюция конференции.

« К списку новостей

Социальные проекты IFTI


Целевой фонд социальных программ

Проектное движение молодежи - сайт и страницы в соцсетях


Сайт проектного движения

Поддержите программы IFTI!

IFTI с 2000 года системно ведет программы, способствующие развитию образования и науки, а также социальные программы. Эта стабильная работа стала возможна благодаря поддержке многих людей и организаций. Вы тоже можете помочь программам нашего Фонда. О социальных программах и проектах IFTI подробно смотрите здесь.